Бесплатной разовый транзит: какие задачи решают Баку и Тбилиси

Решение Тбилиси бесплатно обеспечить разовый транзит топлива из Азербайджана в Армению через территорию Грузии вписывается в формирующуюся постконфликтную логистику на Южном Кавказе, считает руководитель сектора кавказских исследований ИКСА РАН Евгения Горюшина.

По данным Министерства экономики и устойчивого развития, запрос о разовой поставке поступил 5 декабря от «стран-партнеров», после чего по распоряжению премьер-министра Ираклия Кобахидзе «Грузинским железным дорогам» поручено оперативно организовать перевозку груза без взимания платы. Решение изначально обозначено как разовое и сопровождается акцентом на роли Грузии как «стратегического и надежного партнера» одновременно для Баку и Еревана, а также на ее приверженности политике мира и сотрудничества.

«На фоне снятия Азербайджаном ограничений на транзит грузов в Армению и запуска поставок российского и казахстанского зерна через азербайджано-грузинский коридор этот шаг выглядит продолжением линии „мир через практику“. Когда политическая разрядка подкрепляется небольшими, но конкретными логистическими решениями», — отмечает эксперт.

Для Грузии этот жест, по словам Горюшиной, решает несколько задач.

«Он демонстрирует, что страна не является „узким местом“ или источником тарифных барьеров для транзита в направлении Армении, что ранее становилось предметом дискуссий в региональных СМИ. Параллельно укрепляется образ предсказуемого транзитного узла на фоне роста грузопотока по Срединному коридору и усилий Тбилиси по закреплению статуса хаба между Европой и Азией», — заявила Горюшина.

Для Баку разовый бесплатный транзит создает дополнительный политический ресурс, считает эксперт.

«Демонстрируется готовность к практическим шагам по нормализации без изменения роли Азербайджана как поставщика ресурса и ключевого звена в региональных цепочках поставок. Для Еревана это ограниченный по масштабу, но показательный эпизод, частично смягчающий эффект прежней изоляции и вписывающийся в курс на диверсификацию энергетических и транспортных маршрутов», — пояснила она.

В более широком плане, по ее словам, этот шаг не трансформирует архитектуру региональной безопасности, но указывает возможное направление развития: переход от логики блокад к точечным, управляемым транзитным режимам. Его долгосрочное значение будет зависеть от того, останется ли он исключением или станет основой для устойчивых схем, встроенных в энергетику и транспортную систему Южного Кавказа, заключила Горюшина.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.