В автомобильной индустрии Китая назревает кризис, сопоставимый с коллапсом рынка недвижимости, где терпят крах самые большие застройщики. Дилеры вынуждены продавать новые машины дешевле их закупочных цен. И это открывает возможности для «льготных» закупок российского параллельного импорта.
Виктор Левин
Сделать вывод о тяжелом положении автопрома позволяет исследование Китайской ассоциации автодилеров по итогам первых шести месяцев 2025 года. Главный вывод неутешителен:
«Бизнес по продаже новых автомобилей несет серьезные убытки, оборачиваемость капитала дилеров затруднена, а дефицит ликвидности затрагивает всю отрасль».
Общий индекс удовлетворенности автодилеров составил 64,7 балла. Это минимальная величина с 2011 года. Однако малопонятные баллы не показывают отчаяние тех дилеров, что вынуждены продавать машины дешевле закупочной цены, вложив кредитные деньги в их приобретение у заводов.
В свою очередь сами заводы не спешат рассчитываться с дилерами по предоставленным скидкам, затягивая выплаты на долгие месяцы. Такая ситуация хороша знакома российским торговцам автомобилями, которые обанкротились и закрылись за последний год.
Между тем заводы постоянно увеличивают планы продаж (так называемые «целевые показатели») для дилеров. Это касается как автомобилей, так и запчастей. Как и дополнительного оборудования. В итоге в первой половине 2025 года лишь у 30,3% дилеров фактические продажи соответствовали целевым показателям. 29% дилеров выполнили план продаж менее чем на 70%. 74,4% автодилеров КНР продавали новые машины себе в убыток. При этом у 43,6% разрыв в закупочной и розничной ценах составил 15%.
«Ярким примером такого противостояния стал кроссовер Voyah Free. Если в 2022 году его гибридная версия стоила в Китае 379,9 тысячи юаней (4,45 млн рублей), то новый Free+ 2025 модельного года стартует от 228,9 тысячи юаней (2,7 млн рублей). Со снижением цен продажи автомобилей увеличивались, но вот выручка сокращалась, увлекая за собой и прибыль.» — замечает портал «Китайские автомобили».
В чем выгода российских покупателей китайских машин
И здесь прослеживается еще одна параллель с российским авторынком: если в 2021 году автодилеры зарабатывали с продажи нового автомобиля в Китае 12,9%, то сегодня доходы автосалонов со скрипом обеспечиваются сервисом (63,8% валовой прибыли) и реализацией кредитов и страховок (36,2%), тогда как продажи новых машин несут убытки.
Самые отчаянные торговцы делают «финт ушами», чтобы достичь нереальных планов и получить бонусы и скидки от заводов. Многие дилеры начали оформлять новые машины на фирмы, занимающиеся продажей авто с пробегом. Далее их ставят на учет, а потом тут же снимают с госрегистрации, чтобы продавать уже как «бэушные» на внутреннем рынке, либо отправить в другие страны. Цена машин, разумеется, меньше дилерской.
— На этой разнице могут неплохо сэкономить российские покупатели китайских авто по паралелльному импорту. — считает автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев. — Избыток новых машин давит и на цены автомобилей с пробегом. Весь рынок идет на снижение, в том числе дешевеют машины мировых брендов, производимых на совместных предпритятиях или импортированных в Китай.
Данные Автостата подтверждает версию о том, что россияне пользуются моментом и активно заказывают машины в соседней стране. Так, по итогам августа 2025 года экспортные поставки легковых автомобилей из Китая в Россию выросли на 28,2% (к июлю) до 796,4 млн долларов. По схеме альтернативного импорта чаще всего везут автомобили Toyota. На эту марку приходится примерно каждый пятый автомобиль (18,1%). Второе место занимает BMW (11%). На третьей позиции располагается Geely (9,8%). Четвертое и пятое место — у Mercedes-Benz (6,7%) и Lixiang (6,2%).
Конкурентами России в закупках «лишних» для Китая автомобилей выступают страны третьего мира. Согласно прогнозу Цуй Дуншу, главы Китайской ассоциации легковых авто, экспорт китайских автомобилей в 2025 году достигнет отметки в 7 миллионов экземпляров, демонстрируя ежегодное увеличение примерно на 10% (исходя из 6,41 миллиона в 2024 году). В то же время Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) придерживается более консервативных оценок, полагая, что экспорт в 2025 году составит 6,2 миллиона единиц, а годовой прирост замедлится до 5,8%.
Замедление роста экспорта связано с защитными мерами, которые предпринимают страны ЕС и США для борьбы с китайским нашествием, а экспансия в страны Азии, Африки и Латинской Америки сдерживается крепкими позициями японских производителей.