Из кареты — в тыкву: какие китайские автомобили станут недвижимостью после 1 ноября

Из кареты — в тыкву: какие китайские автомобили станут недвижимостью после 1 ноября

ВЛВиктор ЛевинОбозревательЗакон рынка: чем меньше машин — тем дороже запчастиМожно ли смягчить потери от растущего утильсбора?Если правительство и Минпромторг введут с 1 ноября новые ставки утильсбора для иномарок, то это взвинтит цены не только на новые автомобили, но и на запчасти для ранее купленных машин. Часть автомобилей превратится в дорогостоящую недвижимость, уверены эксперты авторынка.

Виктор Левин

Закон рынка: чем меньше машин — тем дороже запчасти

Закон авторынка суров, но справедлив: чем меньше машин той или иной марки колесит по дорогам страны, тем дороже будут запасные части. Бизнесу невыгодно держать на складах кузовные детали, оптику, стекла, двигатели и электронные блоки в надежде на то, что их кто-нибудь купит пару раз в год. В свою очередь, и производителям автомобилей по большому счету наплевать на судьбу владельцев авто, если они не вписались в их глобальные стратегии.

Эту истину хорошо знают знатоки рынка, которые с самого начала китайской экспансии в Россию предупреждали: купить-то новейшую колесницу проблем нет, а что делать будете, если случится ДТП и нужна замена кузовных деталей? Тогда цена вопроса будет в разы дольше и на порядок дороже, чем для машин массовых серий.

Приведем пример с редким в наших краях китайским гибридом Denza и популярным кроссовером Mercedes W166. Попытка найти в Авито новую пятую дверь на китайца ни к чему не привела. Нашлась лишь бэушная деталь за 102 тысячи рублей. А вот для Mercedes выбор раз в сто больше. Купить дверь багажника можно всего за 15 тысяч рублей. При этом выбор на разборках настолько велик, что и красить ее под ваш заводской не понадобится, — найдут в родном окрасе!

Из кареты — в тыкву: какие китайские автомобили станут недвижимостью после 1 ноября

Из кареты — в тыкву: какие китайские автомобили станут недвижимостью после 1 ноября

И это в ситуации, когда разного рода гибриды и электрокары еще худо-бедно привозят в Россию, пользуясь льготным утильсбором на физических лиц в 3400-5200 рублей. Но с 1 ноября этот налог вырастет до трех миллионов (!) рублей за каждую машину с электротягой. И тогда, как полагают эксперты, покупательских интерес к ним упадет до нуля или для считанных экземпляров на всю Россию.

— Заказ запасных частей превратится в эксклюзивную услугу какого-нибудь московского посредника, который имеет личные связи с китайскими производителями. — говорит в интервью «НИ» автоэксперт Игорь Лемешев. — Поэтому и цены на запчасти будут минимум шестизначными, а период ожидания растянется на несколько месяцев.

В списке самых опасных брендов называют Zeekr, BYD, Avatr, Denza, Xiaomi, а также менее распространенные, но уже имеющиеся на рынке Ora, Oting, VGV и Rox.

При этом, часть машин вовсе не имеет электротяги. Например, внедорожники Oting, которые рекламируются как точные копии вездеходов Nissan. Российские покупатели остались равнодушны к бренду, — за первую половину 2025 года купили всего 150 внедорожников Paladin. Еще хуже дела были у белорусско-китайских кроссоверов VGV (разошлись тиражом в 110 штук), а машины под именем Haima нашли только 27 покупателей.

Из кареты — в тыкву: какие китайские автомобили станут недвижимостью после 1 ноября

Из кареты — в тыкву: какие китайские автомобили станут недвижимостью после 1 ноября

Из кареты — в тыкву: какие китайские автомобили станут недвижимостью после 1 ноября

Можно ли смягчить потери от растущего утильсбора?

Не дожидаясь 1 ноября, российские частные лица пытаются привезти машины по действующему тарифу утильсбора.

По данным АВТОСТАТа, в январе–сентябре 2025 года общий объем импорта легковых автомобилей (новых и с пробегом) составил 563,4 тысячи штук. Более 70% из них (402 тыс штук) ввезли физические лица.

В пятерке самых популярных моделей сентября нет ни одного китайца — Toyota Corolla (471 шт), Toyota RAV4 (428 шт), Honda Breeze (295 шт), BMW X3 (285 шт) и Honda CR-V (274 шт).

— Люди не случайно предпочитают мировые бренды китайским поделкам. — говорит Игорь Лемешев. — И одна из главных причин — наличие запасных частей к ним. Ведь с одной стороны, «Тойота», немцы и корейцы ушли из России, а с другой, поставки запчастей продолжаются едва ли не в прежних масштабах, теперь только через бывших официальных дилеров или любых других частных фирм.

Очереди на пересечение границ и растаможку такие, что россияне жалуются на то, что могут и не успеть пробки на границе с Китаем, из-за которых не успевают растаможить машины до повышения утильсбора с 1 ноября.

Проблема уже услышана в Москве. Правда, не в глухом для жалоб Минпромторге, а в Госдуме. Так, депутат Ярослав Нилов призвал посчитать утильсбор по старым ставкам для тех граждан, кто уже оплатил машину, но не успевает ее ввезти до 1 ноября.

В свою очередь Общественная палата готовит предложение в правительство России об отмене утилизационного сбора для многодетных семей при покупке семиместных автомобилей раз в три года.

Известный экономист и депутат Госдумы Михаил Делягин и вовсе усмотрел в растущем утильсборе политическую проблему, которая сравнима с недоброй памяти пенсионной реформой.

— И добро бы это всё предпринималось в рамках полноценной программы по подъёму отечественного автопрома. Так ведь нет: преимущество получат производства, которые занимаются «отвёрточной» сборкой всё тех же иностранных машин. А отечественный производитель, скорее всего, как и было уже ранее, просто поднимет ценник на свои изделия. — пишет Делягин в своем ТГ-канале.- Единственное, что в данном случае хоть как-то смягчает: окончательного решения пока нет. Это пока только планы такие. И очень хочется надеяться, что правительство всерьёз оценит все последствия, которые обязательно появятся. Тут важно не забывать, что упомянутая «пенсионная реформа» обрушила рейтинг власти так, что социологам пришлось придумывать десятки ухищрений, чтобы хоть как-то замаскировать этот крах.

Впрочем, надеяться на человечность Минфина я бы не советовал, пессимистически резюмирует депутат, полагая, что фискальные мотивы — главные в истории с утильсбором. Что не скрывает и глава Минпромторга Антон Алиханов.

По словам министра, потери утильсбора в 2025 года из-за льготных платежей физических лиц сократили план по сбору на 224 миллиарда рублей:

«Это те деньги, которые мы недособрали через утилизационный сбор. Они идут на поддержку автостроения, самолетостроения и других отраслей промышленности, которые формируются за счет утилизационного сбора. — По сути у нас сформировано отдельное направление-угроза, которое позволяет находить обходные пути. Это дестимулирует инвестиции со стороны наших новых партнеров, которые вкладывают в производство».

Однако Минпромторг не предлагает ничего, чтобы решать весьма болезненную проблему: как насытить рынок новыми и доступными для россиян автомобилями, если средний возраст автопарка превышает уже 15,5 лет? Превращать любые машины в роскошь можно и дальше.

Но завтра окажется, что Россия станет второй Кубой с ее реликтовым автохламом.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.