t.me/mkhusnullin В рамках прошедшего в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ) III Международного научно-практического симпозиума «Будущее строительной отрасли: вызовы и перспективы развития» состоялись десятки мероприятий, посвященных самым животрепещущим проблемам строительства. Но две из них рефреном повторялись на различных площадках симпозиума от первого до последнего дня — профессиональные кадры и технологии будущего. Обсуждая их, эксперты, по сути, нарисовали коллективный портрет отрасли завтрашнего дня, который по ряду направлений ее развития уже наступил.
Со студенческой скамьи
Выступивший на пленарной сессии «Технологическое лидерство в строительной отрасли» заместитель председателя правительства РФ, председатель попечительского совета НИУ МГСУ Марат Хуснуллин отметил, что строительная отрасль на протяжении последних пяти лет развивается опережающими темпами и суммарно выросла за этот период на 33%. По итогам восьми месяцев текущего года прирост составил 4%.
Вице-премьер также напомнил, что в прошлом году был утвержден новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», в котором объединено практически все, что связано со стройкой, в том числе градостроительное планирование, строительство жилья, коммунальной и транспортной инфраструктур, благоустройство. Одна из основных задач нацпроекта — улучшение качества жизни людей на 30% в 2 160 опорных населенных пунктах — как в центрах агломераций, так и в небольших исторических поселениях. Достижение этой цели через пять лет будет оцениваться по 16 показателям.
Кроме того, Марат Хуснуллин сообщил, что до 2030 года предстоит построить 663 млн кв. метров жилья. По его словам, за последние годы стабильно вводится более 100 млн «квадратов», что в пересчете на душу населения составляет примерно 0,7 кв. метра. По этому показателю мы уже опередили Китай. Однако благодаря тому, что в КНР более 20 лет ежегодно строилось около одного «квадрата» на человека, обеспеченность каждого жителя этой страны достигла 41 кв. метра. В России обеспеченность жильем составляет пока около 30 кв. метров на человека, но вице-премьер выразил надежду, что к 2030 году этот показатель составит 33 кв. метра.
Вместе с жильем запланировано построить объекты сопутствующей инфраструктуры общей площадью 125 млн. кв. метров. Говоря о выполнении этой большой задачи, вице-премьер подчеркнул, что, несмотря на сложную ситуацию с финансированием и денежно-кредитной политикой, по итогам восьми месяцев текущего года по сравнению с прошлым годом «нежилья» введено на 17% больше.
В части доклада, посвященной развитию транспортной инфраструктуры, Марат Хуснуллин особо остановился на завершении строительства участка «Дюртюли—Ачит» между Башкирией и Свердловской областью. Завершение реконструкции этого участка трассы М-12 «Восток» позволяет теперь доехать от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга и Челябинска по скоростной дороге первой категории без единого светофора, а время в пути сократилось в два с половиной раза. Вице-премьер считает открытие этой скоростной дороги настоящим прорывом. «Мы продолжаем заниматься развитием больших трасс и в следующем году дойдем до Тюмени. И так от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока мы будем расширять, строить новые трассы», — уверен Марат Хуснуллин.
Также он рассказал о развитии коридора «Север-Юг» от Санкт-Петербурга до Черноморского и Азовского побережья. Вокруг Азовского моря, ставшего внутренним, сейчас строится новое транспортное кольцо — четырехполосная скоростная дорога со съездами, которая даст возможность развиваться всему Югу России и воссоединенным территориям.
В отношении новых территорий вице-премьер отметил, что на них работают в постоянном режиме 35-40 тыс. рабочих, которые построили и восстановили 23 тыс. объектов. Этот самый крупный строительный проект страны для МГСУ имеет теперь большое значение еще и потому, что 1 сентября в его состав вошли два вуза на новых территориях — Приазовский государственный технический университет и Донбасская национальная академия строительства и архитектуры. «Это огромное достижение для нас. Это увеличение количества студентов, материально-технической базы. Это возможности расширения того огромного опыта, который есть в МГСУ, на территорию всей страны», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
Рассказывая о результатах проведенного им заседания попечительского совета НИУ МГСУ, вице-премьер отметил, что университету необходимо усиливать блок развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), с тем чтобы обеспечить подготовку специалистов любого уровня — от мастер-планирования до эксплуатации объектов. В тот же день Марат Хуснуллин инициировал создание на базе НИУ МГСУ корпоративной кафедры ЖКХ, куратором которой станет производитель полимерных трубопроводных систем, компаундов, инженерных и цифровых решений для ЖКХ Группа ПОЛИПЛАСТИК: «Сегодня важно создавать корпоративные кафедры в ключевых отраслях, включая жилищно-коммунальное хозяйство, с участием крупных игроков рынка». В этой связи он также отметил, что в МГСУ создается кафедра корпоративного управления в девелопменте. По его словам, до сих пор специальности девелопмента в стране не было, и обучение этой специальности начнется с этого года.
Зампред особо отметил масштабную работу, которая ведется в МГСУ по созданию кампуса мирового уровня. Он поблагодарил мэра Москвы Сергея Собянина за поддержку соответствующего градостроительного решения. Марат Хуснуллин сообщил также, что рядом с МГСУ будет возведена станция метро. «Студенты будут и учиться в аудиториях, и проходить практику на этих строительных площадках», — отметил вице-премьер и резюмировал, что наличие такого кампуса — это огромное достижение для Москвы и всей страны.
Новый тип строителя
О том, как изменился за последние годы труд столичных строителей, участникам симпозиума рассказал руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Владислав Овчинский. Эти перемены он связал прежде всего с приходом в 2010 году нового мэра, после чего градостроительное развитие столицы стало совсем другим. «Мы по-другому стали строить, по-другому реализовывать инвестиционные проекты», — отметил он.
На первых порах новой команде пришлось активно перенимать лучшие практики у западных и восточных коллег и часто ездить за рубеж, чтобы понять, как они реализуют большие проекты по созданию новых городов и реорганизации территории. Но прошло несколько лет — и вот уже иностранцы, к которым москвичи ездили в командировки, начали приезжать в российскую столицу за опытом, потому что многое из того, что делается в Москве, не имеет аналогов. «Что произошло за последние 15 лет? Фактически мы от классической, доставшейся из советского периода стройки перешли к «умному» строительному процессу», — подчеркнул Владислав Овчинский.
Комментируя окончание строительства четырех станций метро, с открытием которых завершился запуск Троицкой линии, руководитель Департамента градостроительной политики признал, что еще 10 лет назад не мог себе представить, что строители метро будут ходить с «умными» часами, которые станут фиксировать каждое их действие. «Это не просто игрушка, которую мы вешаем на руку строителей и думаем, что, применяя современные гаджеты, тем самым делаем стройку современной. Это дает нам в первую очередь повышение производительности труда», — объяснил цель нововведения Владислав Овчинский. В подтверждение своих слов он привел такую статистику. Если в начале применения «умной» технологии продуктивное время строителя метро в среднем не превышало 1,5-2 часов за смену, хотя он находился на стройке 12 часов, то сейчас этот показатель равен 7-7,5 часам. По производительности труда в смену московские метростроители превзошли передовые стройки мира, что позволяет им в короткий срок реализовывать сложнейшие проекты. Например, на строительство открывшейся на днях станции «Крымская» понадобилось немногим больше года, тем самым был установлен отраслевой рекорд по скорости строительства станционного комплекса.
Именно повышение производительности труда на стройке, использование инструментов искусственного интеллекта, роботизация и автоматизация строительного процесса позволили стройкомплексу столицы всего за год втрое сократить продолжительность строительства домов по реновации — с 36 до 12 месяцев. «Стройка не может оставаться такой, какой она была еще 10 лет назад. И, конечно, это серьезные вызовы для образовательной отрасли. Строители нужны другие, другого типа», — сделал вывод Владислав Овчинский.
Марат ХУСНУЛЛИН, заместитель председателя правительства РФ:
«Перед НИУ МГСУ стоит стратегическая задача по повышению производительности труда, подготовке и переподготовке кадров, которые смогут внести весомый вклад в реализацию нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и в развитие всей страны. МГСУ — это флагман в профессиональном обучении, поэтому обязательно нужно синхронизировать все профильные учебные заведения страны, включая филиалы в воссоединенных регионах, и развиваться по единой системе в рамках тех задач, которые стоят перед страной»