Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

«Вам шашечки или ехать?»: Минпромторг рассказал о разрешенных для такси авто

1 октября Минпромторг представил давно ожидаемый список автомобилей, которые разрешено использовать в такси с 1 марта 2026 года. Перечень машин вызвал шок как у таксистов, так и у миллионов пассажиров этого популярного вида транспорта.

Виктор Левин

Реакция таксистов и владельцев таксопарков — однозначная: Минпромторг просто перепутал даты, решив, что первоапрельские розыгрыши допустимы 1 октября! Настолько куцым и очевидно странным оказался список автомобилей для такси:

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

— Из 20 моделей, разрешенных для перевозок в такси, 10 — это как бы спойлеры, включенные в список «для количества». — считает автоэксперт Игорь Лемешев, предлагая сократить перечень методом исключения заведомо непроходных для такси вариантов.

Из него можно сразу убрать оба УАЗа. «Хантер» годится для перевозки хулиганов, задержанных полицией, но никак не пассажиров такси. В древнем вездеходе на рессорах нулевой комфорт, нулевая управляемость и нулевая безопасность. «Патриот» чуть получше по части удобств, но для интенсивной эксплуатации и пробегов по 100 тысяч километров в год не годится, — машина будет стоять в ремонтах больше, чем ездить. При этом оба УАЗа сжигают от 20 литров бензина на сто километров и больше. Поэтому таксистам они просто невыгодны.

Не нужны им и «легендарные» «Нивы» с двумя дверями вместо четырех. Трудно представить, как пожилые или толстые пассажиры должны пробираться на заднее сиденье и как их оттуда вытаскивать в случае серьезного ДТП.

Sollers — SP7, Voyah Dream — это дорогие гибридные минивэны стоимостью от пяти до восьми миллионов рублей. В такси такие машины относятся к нишевому сегменту для бизнес-класса, но погоды в массовых перевозках они не сделают.

Машины под липецким брендом Evolute, за исключением гибрида I-SKY, полностью электрические и зависят от числа станций подзарядок в том или ином городе. Как и «Москвич-3 с индексом Е. Но в России есть целые регионы, где об электричках даже и не слышали, там просто негде их массово заряжать.

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

Таким образом, в реальном списке оказываются шесть моделей от «Лады» и три — от «Москвича». Но мы задаемся резонным вопросом: а способен ли бывший АЗЛК выпускать не 15 тысяч машин в год, а раз в десять больше, чтобы закрыть резко растущие потребности парков такси?

А эти потребности поистине огромны. Согласно сведениям аналитического центра НАПИ, российский таксомоторный парк насчитывает 791,4 тысячи легковых машин. И половина из них куплена с 2022 по 2025 годы. При среднем периоде эксплуатации авто в такси 40 месяцев замена большинства из них неизбежна в скором времени.

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

Как видим, машины АвтоВАЗа лидируют в списке, но занимают долю всего в 15 процентов, тогда как совокупная доля иномарок — 85 процентов, а сложение двух китайцев — «Чери» и «Хавэйла» — делает их долю равнозначной с отечественным продуктом.

На беду волжскому автозаводу оба знатных китайца развернули производство своих автомобилей в России. На днях министр Минпромторга Алиханов приводил в пример «Хавэйл», который построил в ТУльской области не только сборочное производство, но и завод моторов, и строит сейчас мощности по производству автокомпонентов. Однако локализованные Solaris, Tenet и Haval не смогут ездить в такси! Даже с локализованным производством в России они не вошли в список допущенных автомобилей от Минпромторга.

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

А ларчик открывается просто. В решении Минпромторга сказано, что для включения машины в региональный реестр легковых такси теперь необходимо выполнить одно из требований:

  • совокупное количество баллов локализации соответствует количеству баллов, установленному правительством для госзакупок;
  • автомобиль произвели в рамках специального инвестконтракта, заключенного с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го.

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

Тульский проект «Хавэйла» развивается с 2019 года и потому пункту второму не соответствует, тогда как нелокализованный «Москвич» — пожалуйста.

— Это изящный бюрократических ход по исключению конкурента АвтоВАЗа из списка машин для такси. — полагает эксперт Игорь Лемешев. — Наверное, потому что «Хавэйл» принадлежит на 100 процентов китайцам.

И действительно, данные из реестра юрлиц показывают, что владельцы тульского завода — граждане Поднебесной:

Скандал со списком машин для такси: неужели возить будут двухдверные «Нивы» и УАЗ?

Правда, список Минпромторга не окончательный, и в него обещают внести и другие модели, которые собираются в России. Благо, что министр Алиханов насчитал таковых аж 52 штуки! Но таксопаркам, которые распродают свои «негодные» для российских властей машины, от этого не легче. Даже лидер «Справедливой России» Сергей Миронов прогнозирует, что введение новых правил геолокации для такси способно привести к уходу с рынка до двухсот тысяч водителей.

Отток кадров, вероятно, приведет к ухудшению доступности таксомоторных услуг и повышению цен на поездки. Аналитики предсказывают усиление нелегального сегмента рынка, где заказы будут осуществляться через социальные сети, непосредственно на улице или с помощью не вполне законных приложений, что в целом отрицательно повлияет на удобство и безопасность пассажиров.

Зато АвтоВАЗ, который на прошедшем этим летом ПМЭФ показал версии своих автомобилей для такси, готовится к щедрому подарку в виде резкой активизации продаж.

Пока, однако, завод в Тольятти перешел на четырехдневную неделю, ожидая распродажи товарных запасов, которые россияне почему-то не покупали весь 2025 год.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.