фото: «Теплоком» Владельцы узлов учета тепловой энергии нередко сталкиваются с ситуацией, когда прибор не проходит обязательную поверку, а его модель уже снята с производства. Эксперты компании «Теплоком» помогли «Стройгаете» разбираться в законодательных нормах и практических решениях этой проблемы.
Что такое поверка и почему закон запрещает использовать приборы с истекшим сроком поверки?
Поверка – это процедура сравнения показаний поверяемого прибора с эталонными. По сути, это проверка того, насколько точно ваш теплосчетчик измеряет потребленную тепловую энергию.
Межповерочный интервал — это период, установленный производителем, в течение которого прибор учета должен обеспечивать достоверные измерения. Для теплосчетчиков этот период составляет от четырех до шести лет в зависимости от модели и типа устройства завода-изготовителя. Данный параметр указывается в паспорте прибора и является одной из его ключевых технических характеристик.
Проводить поверку необходимо минимум по двум основным причинам.
Первая причина — законодательные требования. Федеральный закон №102-ФЗ четко устанавливает: использование средств измерения с истекшим сроком поверки не допускается. После истечения межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя, и его показания не могут использоваться для расчета потребленных ресурсов.
Вторая причина — экономическая выгода владельца. Поверка напрямую связана с учетом потерь тепловой энергии. Неисправный узел учета может привести к существенным финансовым потерям. Представьте: если теплосчетчик показывает больше, чем реально потребляется, то конечный потребитель услуг переплачивает за отопление месяц за месяцем. И наоборот — при занижении показаний могут возникнуть доначисления и штрафы от ресурсоснабжающей компании.
Типы поверок средств измерения тепловой энергии
Прежде чем рассматривать причины неуспешного прохождения поверки, важно понимать, что существует три типа поверок средств измерения тепловой энергии, каждый из которых имеет определенный срок проведения.
Первичная поверка проводится для подтверждения соответствия его технических характеристик требованиям нормативной документации. Она осуществляется заводом-производителем или в специализированных метрологических центрах до поступления оборудования в продажу.
Периодическая или плановая поверка выполняется через установленные межповерочные интервалы в течение всего срока эксплуатации прибора. Для большинства теплосчетчиков периодическая поверка проводится каждые 4 года, что обеспечивает контроль стабильности метрологических характеристик в процессе использования.
Досрочная или внеплановая поверка назначается в случае возникновения сомнений в достоверности показаний прибора, после ремонта или настройки, которые могли повлиять на метрологические характеристики, а также если случайно повредили пломбу поверителя.
Почему прибор может не пройти поверку? Основные причины
Механические повреждения являются одной из основных причин отказа в прохождении поверки. К ним относятся любые физические дефекты корпуса, внутренних механизмов или соединительных элементов прибора — трещины, сколы, вмятины, царапины, деформации деталей, нарушающие целостность конструкции.
Износ комплектующих связан с естественным старением деталей и механизмов прибора в процессе эксплуатации, что критично для точности показаний прибора.
Естественный износ представляет собой постепенное ухудшение технических характеристик прибора с течением времени даже при правильной эксплуатации. Этот процесс неизбежен и связан с физико-химическими изменениями материалов.
Отметим, что поверку приборов учета тепла может проводить только организация, имеющая государственную аккредитацию на выполнение обязательной метрологической экспертизы. По завершении работы она обязана передать сведения о поверке в ФГИС «Аршин».
Чем грозит использование неповеренного прибора?
Невозможность использования прибора влечет серьезные ограничения в его эксплуатации. После выявления факта непрохождения поверки прибор считается непригодным для измерений, и его дальнейшее использование запрещено.
Таким образом, расчет потребляемых ресурсов производится не по фактическим показаниям прибора учета, а по установленным нормативам потребления или договорным значениям, которые, как правило, значительно превышают реальное.
Штрафные санкции могут быть применены к собственнику узла учета и ответственному за его эксплуатацию лицу в случае длительного использования неповеренного прибора учета. Их основная цель — стимулировать своевременную поверку приборов учета.
Проблема: модель счетчика снята с производства. Что делать?
Одна из наиболее сложных ситуаций для собственников — та, при которой прибор учета не прошел поверку, а его модель уже снята с производства. В этом случае невозможно заменить прибор на идентичный, что создает дополнительные юридические и практические сложности.
Важно отметить, что производитель приборов учета имеет законное право не поддерживать производство устаревших моделей оборудования после завершения их жизненного цикла, что обусловлено необходимостью технологического развития и создания более современных устройств с улучшенными характеристиками и функционалом.
Однако на производителя возлагается строгая обязанность по предоставлению исчерпывающей технической документации на выпускаемые приборы учета, включающей полный комплект документов: паспорт изделия с техническими характеристиками, подробные инструкции по монтажу и эксплуатации, схемы подключения и все необходимые сертификаты соответствия.
Допускается установка другого средства измерения, при условии что оно включено в государственный реестр средств измерений, имеет знак утверждения типа и индивидуальный номер, а также соответствует техническим условиям монтажа и проектным решениям инженерной системы. В случае если новая модель отличается по характеристикам от ранее установленной и её применение изменяет проектные решения, требуется внесение изменений в проектную документацию и прохождение процедуры согласования в установленном порядке.
Критически важно знать, что ресурсоснабжающая организация не имеет права навязывать собственнику конкретную марку или модель счетчика или требовать покупать его у определенных поставщиков. Право абонента на свободный выбор защищено антимонопольным законодательством и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Какой порядок действий при замене устаревшего счетчика?
Процедура замены вышедшего из строя счетчика четкая и понятная. Первым делом необходимо подобрать новый счетчик, руководствуясь помощью квалифицированных специалистов, которые учтут все технические особенности вашего узла учета.
Если выбранная модель отличается по параметрам от ранее установленной и это влечёт изменение проектных решений (например, схема подключения, диаметр трубопровода или иные технические характеристики), необходимо внести изменения в проектную документацию и пройти процедуру её согласования.
На практике именно здесь часто возникают проблемы. Арбитражная практика показывает множество случаев, когда управляющие компании или ТСЖ категорически отказывались пересогласовывать проектную документацию при замене оборудования. Типичный пример — замена расходомеров старого образца ПРЭМ-2 и ПРЭМ-3 на более современные модели ПРЭМ. Некоторые управляющие организации занимают непримиримую позицию, ссылаясь на «отсутствие необходимости» в модернизации или «сложность процедур». Такие действия не только нарушают права собственников, но и могут привести к длительным судебным разбирательствам и дополнительным расходам на юридическое сопровождение.
Обязательным этапом является пересогласование проекта узла учета с ресурсоснабжающей организацией. Даже если новый прибор технически идентичен старому, изменение серийного номера, модели или года выпуска требует актуализации проектной документации.
Пересогласование включает в себя подачу заявления с приложением технических характеристик нового оборудования, схем подключения и других документов, подтверждающих соответствие узла учета действующим нормативам. На этом этапе ресурсоснабжающая компания может потребовать корректировку проектных решений.
Очень важно уведомить вашу ресурсоснабжающую организацию в письменной форме о планах демонтировать старый прибор и установить новый. .
После этого можно проводить монтаж, который должен выполнять специалист. Завершающим этапом является подача заявки в РСО на ввод прибора в эксплуатацию. В частности, для общедомовых приборов учёта (ОДПУ) эта услуга является платной и осуществляется по утвержденным тарифам. Именно с момента подписания акта ввода в эксплуатацию расчеты возобновляются по показаниям нового прибора.
На что обратить внимание при выборе подрядчика?
При замене устаревшего оборудования важно учитывать специфику каждого конкретного объекта и потребности его владельца. Квалифицированные специалисты должны проводить детальный анализ технического состояния существующего оборудования, изучать особенности его эксплуатации и предлагать оптимальные варианты замены. Такой подход позволяет найти наиболее подходящее решение даже в сложных случаях.
Важным этапом является сопровождение процесса согласования с ресурсоснабжающими организациями. Профессиональные исполнители берут на себя подготовку всей необходимой документации, взаимодействие с контролирующими органами и получение разрешений на установку нового оборудования. Монтажные организации должны обладать необходимой разрешительной документацией на проведение подобных работ.
На что обратить внимание при выборе производителя?
При выборе исполнителя для замены приборов учета стоит обращать внимание на опыт работы компании в данной сфере. Производители с многолетней историей обычно предлагают более надежные решения и имеют отработанные технологии производства.
Важным фактором является наличие развитой сервисной сети, которая обеспечивает быстрое реагирование на заявки, качественный ремонт и своевременное предоставление запчастей. Собственное производство позволяет лучше контролировать качество продукции и сроки изготовления.