Shutterstock/FOTODOM Этот год выдался непростым для отечественного лифтостроения. Большинство заводов испытывает сложности с реализацией продукции, загрузка производственных мощностей снижается, и, по прогнозу Национального лифтового союза (НЛС), сокращение продаж новых изделий на рынке может составить за 12 месяцев примерно 5%, если не более (до 40 тыс. штук).
Действует и ряд других факторов. В частности, в настоящее время подходит к концу срок эксплуатации лифтового оборудования, произведенного иностранными компаниями, покинувшими российский рынок. При этом замена отдельных компонентов и узлов зарубежных лифтов по параллельному импорту приводит к многократному удорожанию ремонта аппаратов. Особенно это касается элементов микроэлектроники: заменить импортные блоки и, в частности, электронные компоненты отечественными пока не удается.
Как отмечают в Евразийской лифтовой ассоциации (ЕЛА), сегодня российскому лифтостроению не хватает отечественной элементной базы — от микроэлектроники до релейно-контакторной аппаратуры. «Нужно развивать свою конкурентоспособность и вкладываться в разработку и формирование промышленно-технологической базы по выпуску отечественной микроэлектроники, но такие НИОКР необходимо финансировать, и очевидно, что без выделения государством средств в этом вопросе не обойтись», — считает президент ЕЛА Олег Никандров.
Нельзя сказать, что на уровне государства лифтостроение обделено вниманием, — и Минпромторг, и другие ведомства прицельно занимаются отраслью. Но, видимо, этих усилий пока недостаточно.
Однако можно вспомнить, что лифтовая отрасль выделялась в качестве приоритетной еще в советские времена. И 1 февраля 1949 года Советом Министров Союза CCP было издано постановление №433 «Об организации производства лифтов» в целях удовлетворения нужд народного хозяйства и создания производственной базы. Этот документ надолго определил траекторию развития отечественного лифтостроения, помог сформировать пул заводов-изготовителей.
Сегодня для государства лифтостроение приоритетной отраслью не является. И, как считают в Евразийской лифтовой ассоциации, такое положение дел следует исправить. В этих целях входящие в ассоциацию заводы обратились в госорганы с предложением включить лифтостроение в перечень приоритетных стратегически значимых отраслей отечественной экономики.
В копии письма, которое было передано в распоряжение редакции, лифтовики указывают, что для данного статуса отрасли имеются веские основания. В частности, лифтостроение производит продукцию двойного назначения, которая используется как для гражданских объектов, так и для оборонно-промышленного комплекса; различные специализированные платформы применяются при производстве габаритных изделий военно-оборонного и космического назначения, в том числе военной техники, вооружений, самолетов и космических аппаратов; делают заводы и подъемно-транспортное оборудование, находящееся на вооружении подразделений МЧС.
Помимо этого, специализированные лифтостроительные отечественные заводы выпускают сегодня промышленные лифты и подъемные платформы, без применения которых невозможна деятельность оборонных и космических предприятий. Такие лифты имеют собственную интеллектуальную систему управления, могут применяться для шахт с нестандартными размерами. Кроме того, сегодня специализированные лифты используются в стратегически значимых российских аэропортах, таких, например, как аэропорт Нерюнгри, являющийся федеральным аэропортом в Якутии, обеспечивающим перелеты на трансконтинентальных международных маршрутах из Северной Америки в Азию. Таким образом, развитие любой стратегической инфраструктуры, в том числе транспорта и коммуникаций, невозможно без применения высокотехнологичного подъемного оборудования.
Как сообщил «Стройгазете» Олег Никандров, инициатива сообщества была предварительно поддержана в Минпромторге и в органах федеральной законодательной власти. И если удастся ее реализовать, то лифтостроение наряду с другими стратегическими отраслями будет находиться под особым вниманием государства, появится возможность расширить финансовые преференции и меры господдержки, включая дополнительные субсидии как производителям, так и потребителям такой продукции, возрастет интерес частного бизнеса к проектам.
Олег НИКАНДРОВ, президент Евразийской лифтовой ассоциации:
«Лифтостроение следует внести в перечень стратегических отраслей, утвержденный постановлением правительства РФ №603, наравне с транспортом, энергетикой, производством космической и авиационной техники. Это будет способствовать созданию новых технологий в системе отечественного лифтостроения и обеспечению технологического суверенитета экономики страны»